Документы и факты / Зауралье в годы Великой Отечественной войны / Как часовой механизм

Как часовой механизм

На митинге в начале войны курганские железнодорожники приняли резолюцию, в которой поклялись объединить все силы на помощь фронту, для победы над врагом. "Наши поезда, - заверили участники митинга, - будут идти на таких скоростях, которые обеспечат все нужды Красной Армии и Флота. Мы не допустим ни одного брака и аварии. Будем работать четко, как часовой механизм".

Весомость торжественных слов клятвы на всем протяжении войны подтверждалась реальными делами железнодорожников. Они обеспечивали бесперебойное прохождение поездов. Патриотические инициативы, беззаветная работа, установление все новых и новых трудовых рекордов были в те годы привычными.

Широкую поддержку в коллективе получила инициатива вождения тяжеловесных поездов, с которой выступили машинисты Блинов, Коршик, Утюмов, Адамов и Прилуцкий. За четыре года войны было проведено 1811 тяжеловесных поездов, сэкономлено большое количество топлива.

Иван Петрович Блинов показал образцы героического труда, совершая ежемесячно по десять и более поездок с поездами до 6 тысяч тонн. Мастерство и выдержка машиниста с особой силой проявились зимой 1942 – 1943 годов. Морозы стояли такие, что паровозы примерзали к рельсам, и многие машинисты не могли стронуть поезда с места. Блинов осторожно брал поезд, раскачивал его и трогал с места. Разогнав его до скорости, когда можно было безопасно соскочить, отдавал регулятор машинисту и возвращался обратно в парк, за следующим поездом. Иван Петрович Блинов был удостоен звания Герой Социалистического Труда.

К концу 1941 года в паровозном депо Курган были организованы две колонны имени Государственного Комитета Обороны. Одну возглавил Александр Михайлович Утюмов, другую – Александр Алексеевич Коршик. Они полностью подчинялись законам военного времени, работали на хозрасчете. Колонна Утюмова неоднократно завоевывала первое место и переходящее Красное знамя Южно – Уральской железной дороги. Утюмов сэкономил свыше 2 тысяч тонн угля и перевез более 2 миллионов тонн грузов, из них 844 тысячи тонн сверх нормы.

За военный период поток грузов по станции Курган увеличился в два раза. Знамя Наркомата путей сообщения, завоеванное курганскими железнодорожниками во Всесоюзном соревновании в сентябре 1943 года, удерживалось до конца войны и оставлено на постоянное хранение в депо Курган. Курганские железнодорожники перевезли в военный период полтора миллиарда тонн грузов.