На сайте «Память Зауралья» Вы можете найти сведения о земляках, погибших в годы Советско-финляндской, Великой Отечественной, Афганской войн, в локальных вооруженных конфликтах.

Кавалеры Ордена Александра Невского

ПЛЮСНИН Георгий Федосеевич


Участник Великой Отечественной войны, дважды награждённый орденом Александра Невского

Родился 6 мая 1915 года. Уроженец села Песьяное Частоозерского района. В Красную Армию был призван 1 июня 1941 года Челябинским городским военным комиссариатом. После окончания летной школы служил в 825-м штурмовом авиационном полку 311-й штурмовой авиадивизии. Воевал командиром звена на Северо-Западном, Ленинградском, 2-м Прибалтийском фронтах. Гвардии старший лейтенант. Уволен в запас 1 июля 1946 года.

Выписки из наградных листов:

«С момента последнего награждения гвардии старший лейтенант Плюснин совершил 11 успешных боевых вылетов ведущим в различных по количеству группах самолетов Ил-2 на штурмовку артиллерийско-минометных батарей и живой силы противника на Курляндском полуострове. 12 апреля 1945 года, выполняя боевое задание по разведке погоды с попутной штурмовкой живой силы и техники противника в районе Скрунда, несмотря на плохие метеоусловия, Плюснин точно вышел к цели и, внезапно атаковав противника, прямым попаданием бомбы с бреющего полета уничтожил 2 автомашины с боеприпасом. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии предпринял еще два повторных захода, уничтожив при этом РСом 2 орудия ЗА с их прислугой. 8 мая 1945 года, выполняя боевое задание по штурмовке артиллерии, автотранспорта и живой силы противника в районе мыз Ламени, Каркли, ведущим 8 самолетов Ил-2 под сильным обстрелом ЗА и МЗА точно вывел группу на цель и с хода произвел массированный бомбовый удар по скоплению автомашин с живой силой противника. Умело управляя и маневрируя группой, повел на повторный штурмовой удар по разбегавшейся пехоте противника. При этом налете группой было уничтожено: 10 автомашин, 14 подвод, до 60 солдат и офицеров, подавлен огонь 2 батарей ЗА. За период работы командиром звена Плюснин лично произвел 9 успешных боевых вылетов на разведку объектов противника. За отличную боевую работу в последнее время выдвинут на должность заместителя командира авиаэскадрильи. Успешно водит группы на боевые задания, умело передает боевой опыт летному составу. Благодаря хорошей штурманской подготовке группы, водимые Плюсниным, не имели ни одного случая удара по своим войскам, несмотря на трудность ориентировки на Курляндском полуострове и плохие метеорологические условия…»

«На 9 мая 1945 года гвардии старший лейтенант Плюснин совершил 81 успешный боевой вылет на самолете Ил-2 на штурмовку живой силы и техники противника по освобождению Советской Латвии. За 10 успешных боевых вылетов награжден орденом Красная Звезда, за последующие 20 боевых вылетов награжден орденом Отечественной войны II степени, за последующие 20 боевых вылетов награжден орденом Красного Знамени и за последующие 20 боевых вылетов награжден орденом Отечественной войны I степени. Каждый боевой вылет приносит новую победу отважному воздушному воину. Плюснин является мастером штурмовых ударов и мастером вождения самолетов на штурмовку войск противника. За весь период боевой работы им уничтожено: танков — 2, бронемашин — 1, складов с боеприпасами — 2, железнодорожных вагонов — 6, дзотов — 3, автомашин — 41, повозок с грузом и живой силой — 28, орудий ПА (противотанковой артиллерии — сост.) — 9, орудий ЗА (зенитной артиллерии — сост.) — 7, орудий МЗА (малокалиберной зенитной артиллерии — сост.) — 4, солдат и офицеров — 400. Весь боевой путь отважного летчика полон мужества и героических примеров борьбы с немецкими захватчиками.

19 июля 1944 года, выполняя боевое задание ведущим пары в составе 8 самолетов Ил-2, наносили удар по скоплению танков в районе станции Резекне (Режица), на пути встретили 12 Ю-87. Плюснин первый открыл меткий пулеметно-пушечный огонь и подбил один Ю-87, остальные "юнкерсы" в панике сбросили бомбы на своей территории и повернули обратно. После этого группа продолжила выполнять боевое задание. Во время атаки цели самолет был подбит огнем ЗА. Мотор начал давать перебои, скорость стала уменьшаться. Плюснин отстал от группы, его догнали 2 истребителя противника ФВ-190. Несмотря на повреждение матчасти, он вел бой с истребителями противника в течение 10 минут. Один истребитель был подбит стрелком, второй ушел на свою территорию. Когда мотор совершенно отказал, Плюснин произвел вынужденную посадку на нейтральной полосе и из-под огня миномета вытащил раненого стрелка из самолета и доставил его на себе до первого перевязочного пункта. 10 октября 1944 года, выполняя боевое задание ведущим четверки Ил-2, атаковал скопление живой силы и техники противника в районе Лаукчен, зажег автомашину с боеприпасами, от которой последовал взрыв большой силы и загорелись соседние машины. На дороге создалась пробка. Видя замешательство противника, группа произвела 2 захода на цель, уничтожила до 8 автомашин противника. 22 декабря 1944 года Плюснин выполнял боевое задание ведущим группы 4 самолетов Ил-2 по штурмовке артиллерийских и минометных батарей и живой силы противника в районе мызы Стрити. При первом заходе на цель огнем ЗА было повреждено управление его самолета. На поврежденном самолете Плюснин произвел заход на цель, уничтожил орудие ЗА вместе с прислугой, после чего ушел с поля боя. 20 февраля 1945 года, выполняя боевое задание по штурмовке скопления железнодорожных эшелонов противника на станции Поплака, Плюснин проявил подлинные образцы отваги и геройства. Несмотря на сложные метеоусловия и сильный огонь ЗА и МЗА, в паре с лейтенантом Брагиным, умело маневрируя между разрывами снарядов, нанесли уничтожающий удар по железнодорожным эшелонам. При этом полете подожгли 3 железнодорожных вагона с грузом и подорвали один вагон с боеприпасами.

11 апреля 1945 года, выполняя боевое задание по штурмовке складов горючего на юго-восточной окраине Салдус в составе 12 самолетов Ил-2, повторил героический поступок: под ураганным огнем зенитных средств противника с высоты 600 метров сбросил бомбы на батарею ЗА, сфотографировал результат боевой работы всей группы и с последующих заходов пушечно-пулеметным огнем подавил огонь орудий МЗА, создал 3 очага пожара на складе и 3 разрыва в расположении батареи МЗА.

8 мая 1945 года, выполняя боевое задание при штурмовке артиллерии на боевой позиции, автотранспорта и живой силы противника в районе мызы Ломани Каркли ведущим 8 самолетов Ил-2, под сильным обстрелом ЗА и МЗА противника точно вывел группу на цель и с хода произвел массированный бомбовый удар по скоплениям автотранспорта и живой силы противника. Умело маневрируя и управляя группой в бою, повел на повторный штурмовой удар по разбегающейся пехоте противника. При этом налете группой было уничтожено 10 автомашин, 14 подвод и до 60 солдат и офицеров противника, подавлен огонь 2 батарей ЗА. За отличную боевую работу Плюснин выдвинут на должность заместителя командира авиаэскадрильи. Благодаря хорошей штурманской подготовке группы, водимые им, не имели ни одного случая удара по своим войскам...»

Вышеуказанной боевой характеристикой старший лейтенант Георгий Плюснин представлялся к званию Героя Советского Союза, но награждён вторым орденом Александра Невского.

Награды:

• орден Красной Звезды, 21.07.1944 г.;

• орден Отечественной войны II степени, 28.10.1944 г.;

• орден Красного Знамени, 15.01.1945 г.;

• орден Отечественной войны I степени, 23.03.1945 г.;

• орден Александра Невского, 07.06.1945 г.;

• орден Александра Невского, 02.12.1945 г.;

• медали.


Кавалеры Ордена Александра Невского

© 2010-2024 ГБУК «КОУНБ им. А.К. Югова»